Тайцзуцюань

Один из истинных китайских стилей ушу - тайцзуцюань - представляет собой боевое искусство под названием "кулак императора Тай-цзу". Имя Тай-цзу в данном случае собственное, хотя в Китае оно зачастую использовалось и как нарицательное. Этим именем называли многих императоров Китая. Перевод данного имени следующий: "великий предок". Отсутствие конкретного имени императора связано с тем, что во время их жизни их имена не произносились, заменяясь другими, в частности, словом "предок".

Настоящим святотатством в старом Китае считалось лишь одно произношение имени Сына неба (императора). Даже существовал такой обычай - при жизни императора его собственное имя писать иероглифами с искажением. После того, как император уходил из жизни, в историю он вписывался по храмовому имени, которое должно было отражать его прижизненные заслуги, а также обязательно состояло из слова "предок" (по китайски "цзу", "цзун" или "ди"). Неудивительно, что имена императоров Китая зачастую повторяются, ведь заслуги их в целом можно назвать однотипными.

Однако был способ безошибочно указать на определённого императора. Поскольку в рамках одной династии имена всё-таки не повторялись, то указывая храмовое имя императора, обязательно рядом указывалась и его принадлежность к какой-либо династии.

Однако, вернёмся к описываемому нами стилю тайцзуцюань. Считается, что его основателем был Чжу Юаньчжан (1328-1398), который дал начало всей династии Мин (1368-1644). Чжу Юаньчжан был родом из провинции Аньхой, его родителями были обыкновенные крестьяне. Сам Чжу Юаньчжан очень много странствовал и по сему заслужил статус бродячего монаха.

В середине 14 века, в период постоянных набегов монголов на Китай Чжу стал одним из участников восстания Го Цзясина, а в 1355 г даже занял место руководителя этого восстания. Армия Чжу очень сильно возросла в 1363 году, когда к ней добавились остатки восстания "красных войск". Именно народное восстание под предводительством Чжу Юаньчжан в 1368 году взяло Пекин, после чего Чжу Юаньчжан и был провозглашен первым императором новой династии. Храмовое имя Чжу Юаньчжан звучало, как "Тай-цзу".

По легенде стиль тайцзуцюань утвердился уже после того, как Чжу Юаньчжан стал императором. Китайцы верят, что основы данного стиля выработали не кто иной, как император Чжу и императрица Ма на основе собственных знаний. Базовыми комплексами стиля стали:

  • Чжао тайцзуцюань ("кулак императора Чжао Куанъиня - Тай-цзу династии Сун"),
  • Чжу тайцзуцюань ("кулак императора Чжу Юаньчжана - Тай-цзу династии Мин"),
  • мэйхуацюань ("кулак сливы мэйхуа"),
  • хуацюань ("кулак цветов"),
  • саньянцюань ("кулак трёх прошений"),
  • хунцюань ("красный кулак"),
  • сэнцюань ("кулак буддийского монаха"),
  • янцзяцян ("копьё семьи Ян"),
  • дацян ("большое копьё"),
  • цицян ("чудесное копьё"),
  • люхэцян ("копьё шести координаций"),
  • лихуацян ("копьё цветка груши"),
  • чуньцю цян ("копьё Вёсен и Осеней"),
  • улан гунь ("шест пяти парней"),
  • сюэхуа дао ("меч-дао кружащихся снежинок"),
  • ляньхуань шуандао ("непрерывные парные мечи-дао"),
  • шуанфэн шуандао ("парные мечи-дао двух фениксов"),
  • даньдао цян дуй дацян ("меч-дао и копьё против большого копья"),
  • дадао дуй дадао ("алебарда против алебарды"),
  • даньдао дуй даньдао ("меч-дао против меча-дао").

Также легенды гласят, что в середине 17 столетия повстанческая армия под руководством Ли Цзыченом вошла в Пекин, что вынудило потомков рода Чжу бежать в провинцию Хэбэй. Чтобы остаться ненайденными, они сменили фамилию на Лэй. Именно из провинции Хэбэй и стал распространяться стиль тайцзуцюань.

Опрос

Пользуетесь ли вы оружием?